|
JASLAR.NAROD.RU |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогноз погоды: |
|
Курс валют: |
|
Визиты |
|
Реклама: |
|
|
|
|
|
Прикладное искусство
Прикладное искусство каракалпаков, имеет многовековую историю и самобытный характер. Проводились специальные исследования, Каракалпакским музеем искусств (г. Нукус) была собрана богатейшая коллекция образцов, в чем велика заслуга энтузиастов своего дела, организатора музея И. В. Савицкого.
Резьба по дереву, как правило, была связана с бытом, и прежде всего с жильем каракалпаков. Двери, деревянный каркас юрты, домашняя утварь — шкафы, подставки, ступы, доски для раскатывания теста, инструмент для нанесения узоров на лепешку (ткеш) и др. — все это в руках мастера-резчика превращалось
Как в предметы быта, так и в шедевры орнаментального искусства. Орнамент украшал и орудия труда — гнутые хомуты, седла и т. д.
Широкое распространение имели ювелирные изделия (серьги, браслеты, кольца, нагрудные украшения и др.), украшения орудий труда (ножи и т. д.), бытовой утвари (самовары, посуда и т. д.), вооружения (мечи, кольчуги, пояса и др.).
Очень выразительны произведения вышивальщиц. Вышивка украшала главным образом женскую праздничную одежду: кызыл кимешек (своеобразный головной убор), кок койлек (синее платье), ак жегде (халат пожилых женщин), женгсе и женгуш (вышитые нарукавники), детские тюбетейки, сумочки для чая (например, шайкалта), футляр для пиалы (шыныкап) и т. д. Богато украшался бусами, цветными камнями, бляхами вышитыми узорами женский головной убор саукеле. Его шлемообразная форма и наличие в одеяниях героинь элементов каракалпакского эпоса (например, «Сорок девушек») дают основание связывать генезис саукеле с боевыми шлемами женщин-воинов сако-массагетских и сармато-аланских племен.
Полная лишений жизнь трудящихся не могла заглушить в них чувства прекрасного, труд и талант народа, воплощенные в произведениях народного творчества, которые бессмертны и пережили века. Известный искусствовед Л. И. Ремпель отмечал: «Тяжелая, беспросветная жизнь каракалпаков в прошлом — под игом родовых старейшин и феодальных правителей — казалось бы стоит в непонятном противоречии с жизнерадостным строем их художественного творчества, таким песенным и музыкальным во всех областях искусства». «История Каракалпакской АССР (С древнейших времен до наших дней)» 1986 г . |
|
|
|
|