Молодежный сайт Каракалпакстана
JASLAR.NAROD.RU
Прогноз погоды:
Курс валют:

Курс валют на данный момент

 
Визиты
 
Реклама:

Все о рэпе в Узбекистане 

 

 

 

 

Библиотека > Историческая справка
Историческая справка
Древнейшие поселения на территории Каракалпакстана относятся к каменному веку. В низовьях Амударьи в VI-VII веках до нашей эры располагалось древнее государство Хорезм. В трех километрах от прежней столицы Каракалпакстана — города Ходжейли находится уникальный историко-археологический комплекс Миздакхан, расположенный на трех холмах. На самом древнем из них ученые открыли городище Гяур-кала, основанное в IV веке до нашей эры и разрушенное в XIII веке татаро-монголами. В восточной части Миздакхана сохранилось множество зороастрийских захоронений. Город был крупным торгово-ремесленным центром Хорезмского государства, через него проходила одна из северных веток Великого шелкового пути, о чем свидетельствуют находки остатков тканей с золотыми нитями с изображением птиц, раковины каури из Индийского океана, бусы из коралла. Недалеко от Миздакхана находится древнейшее, хорошо сохранившееся до наших дней, культовое сооружение зороастризма — Чилпык. Согласно последним исследованиям, в древнем Хорезме зародилось зороастрийское учение и его пророк Заратуштра написал древнейшие строки священной книги «Авесты». Среди многочисленных исторических памятников, расположенных в Элликкалинском районе Каракалпакстана, таких как древние крепости Кырк-Кыз, Аяз-кала, мавзолей Ишан-кала, особое место занимает городище Топрак-кала, включенное ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. Во II-IV веках Топрак-кала являлась резиденцией хорезмских правителей. В результате археологических раскопок были открыты замечательные дворцовые сооружения, залы с фресками и глиняными скульптурами, изображающими царей, темнокожих воинов, танцующих персонажей в масках. В 712 году страну завоевали арабы. В 1220 году Хорезм вошел в состав Монгольской империи, затем стал уделом золотоордынского хана Джучи. К этому периоду относится расположенный на территории комплекса Миздакхан уникальный памятник — подземный мавзолей Назлымхан-сулу, первые постройки которого относятся к XII веку. Стены гробницы отделаны голубыми изразцами с узором «бантик», которые в то время изготавливались только в Миздакхане. Рядом находятся руины медресе и мавзолея Ережеп-халифа, датированного IX-XI веками. По дорогам Древнего Хорезма на протяжении всей его истории, вплоть до присоединения в XVI веке к Хивинскому ханству, продолжали идти караваны на Восток и на Запад, о чем свидетельствуют найденные учеными на плато Устюрт караван-сараи, колодцы и другие водосборные сооружения на Великом шелковом пути. Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (VI-III тыс. до н. э.). В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом. Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н. э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но в отличие от последних здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении. Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-VIII вв. до н. э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе. Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (VII-V вв. до н. э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы.
В середине VI в. до н. э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов. На рубеже V-IV вв. до н. э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IV-III вв. до. н. э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом переднеазиатские) элементы. О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты.
Раннесредневековая — афригидская — культура Хорезма (V-VIII) сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной.
В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания в VIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата. В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII- XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высоким подъемом культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина — полуфаянса. После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма — Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов; подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла.
Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И. В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов проживающих на данной территории — каракалпаков, узбеков и туркмен. Земля Каракалпакстана подарила миру великих ученых средневековья — Аль-Беруни и Аль-Хорезми, Нажмиддина Кубро. В XIX — начале XX веков здесь жили и творили выдающиеся поэты Ажинияз и Бердах.


Историческая справка

Вся информация взята из: http://kr.uz

 

 
© 2007.Все права защищены. http://www.jaslar.narod.ru
Hosted by uCoz