Молодежный сайт Каракалпакстана
JASLAR.NAROD.RU
Прогноз погоды:
Курс валют:

Курс валют на данный момент

 
Визиты
 
Реклама:

Все о рэпе в Узбекистане 

 

 

 

 

Библиотека > Фольклор и литература
Фольклор и литература
Многие свидетельства духовной жизни каракалпаков ранних периодов не сохранились, а то, что дошло до наших дней, изучено недостаточно полно. Пока же имена авторов, имеющих непосредственное отношение к каракалпакской народной литературе, относятся к 14-16 вв.
В ногайском союзе (14-16 вв.) жили и творили такие поэты и сказители, как Соппаслы сыпыра жрау (15 в.), Асан-кайгы(15 в.), Жиренше (15 в.), Ормамбет (16 в.) и другие. Они стояли у истоков письменных литератур каракалпаков, казахов, ногаев — народов, происходивших от племен Ногайского политического объединения. В среде каракалпакского народа и поныне широко бытуют сказания, легенды, песни, созданные этими сказителями.
В упорной борьбе каракалпаков против жестокого ига хивинских ханов в 18- первой половине 19 века выдвинулись замечательные народные поэты — Жиен-жрау, Кунходжа, Ажинияз, Бердах, Отеш. Они бичевали в своих песнях и поэмах ханов-угнетателей, каракалпакских феодалов и их слуг — представителей мусульманского духовенства, воспевали героев освободительной борьбы, призывали народ к единению.
Крупнейший представитель каракалпакской литературы 18 в., поэт и сказитель Жиен-жрау обличал жестокую политику хивинских ханов, каракалпакских биев и ишанов. Преследуемый хивинскими властями, он вынужден был покинуть Хорезм и уехать в Туркестан. До конца дней своих прожил среди бухарских каракалпаков, в районе Нураты. Многие ученые (В. Жирмунский, Н. Давкараев, И. Сагитов, С. Камалов, Л. Климович и др.) указывают на участие Жиен-жрау в создании эпоса «Сорок девушек». Все прогрессивные каракалпакские поэты 19- начале 20 в. считали его отцом каракалпакской поэзии.
Другой известный поэт — Кунходжа (Джиемурат, 1799-1880) — истинно народный поэт. В своих произведениях («Чабаны», «Жнецы», «Белый камыш» и др.) он, отобразив тяжелое положение трудового народа под властью эксплуататоров, вскрыл классовые противоречия («Не забуду», «Ну и верблюд», «С народом«, „Мой сын“, „Байский сын“ и др.) и гневно заклеймил представителей господствующих классов.
Ажинияз, сын Косыбая (1824-1878) — ещё одна крупная и своеобразная творческая фигура. Будучи выходцем из обеспеченной семьи, Ажинияз получил образование в медресе, овладел несколькими языками, хорошо историю и фольклор, был знаком с восточной лирикой, побывал далеко за пределами каракалпакских земель, учил детей в казахских степях.
Ажинияз обогатил и разнообразил каракалпакское стихосложение, поднял его на новую ступень. В тематике его произведений, наряду с лирическими, большое место социальные мотивы. Так, в ставшей широко популярной поэме „Бозатау“, он описывает антихивинское восстание каракалпаков1858-1859 гг. Кроме создания оригинальных произведений, Ажинияз занимался переводом на каракалпакский язык сочинений Махтумкули.
Бердах (Бердимурат), сын Кагабая (1827-1900) — Наиболее выдающийся представитель каракалпакской классической литературы. Для каракалпаков он то же, что Пушкин для русского народа, Шевченко — для украинского, Руставели — грузинского, Навои — для узбекского, Абай — для казахского, Махтумкули — для туркменского. В многочисленных лирических произведениях, поэмах Бердах хорошо отразил социальную жизнь каракалпакского народа в 18-19 вв. Как поэт-демократ он оценивал события и общественные отношения своего времени с прогрессивных позиций, проводил в своих произведениях идеи гуманизма, справедливости, патриотизма.
Через все творчество Бердаха проходит тема угнетенного народа. В стихотворениях „Не было никогда“, „Налог“, „В нынешнем году“, „Моя жизнь“ и многих других поэт показывает тяжелую участь простых тружеников, произвол баев и феодалов. В стихотворениях „Лучше“, „Кажется“, „Налог“, в поэме „Царь-самодур“ и других произведениях он гневно бичует эксплуататоров, осуждает социальное неравенство, общество, порождающее деспотизм и тиранию богачей. Поэт призывал передовых членов общества бороться за счастье народа („Для народа“, „Мне нужны…“ и др.). В исторических поэмах „Амангельды“,
„Ерназар-бий“ Бердах воспевал героизм тех, кто восстал против хивинской власти. В этих произведениях он дал оценку многим событиям прошлого, поэтому ни одно поколение историков не проходит мимо творчества Бердаха.
Поэт срывал маску со служителей культа, которые при помощи религии обманывали и эксплуатировали народ („Лучше“, „Кажется“ и др.). Бердах воспевал труд („Лучше“), выступал в защиту женщин („Невестка“, „Не задумывайся“), призывал молодежь любить Родину, овладевать знаниями („Сыну“, „Не будь глупцом“).
В своих поэтических произведениях Бердах поднимался до больших философских обобщений: будучи свидетелем темноты и бесправия трудового народа, мечтал о его счастье, о „справедливой эпохе“, воспевал народных героев, направлял острие своей поэзии против эксплуататоров. Однако в силу общественно-экономических условий того времени Бердах не видел революционных путей освобождения трудящихся, чем объясняется стихийность его протеста против социального неравенства. Воззвание к помощи бога („Помоги нам“), поиски лучшей доли для народа („Я искал“), мечта о справедливом правителе „Мне нужны…“), разочарование в идее „справедливого царя“ („С тех пор как существует мир, не было справедливого царя“), призыв к уничтожению эксплуататоров (» Царь-самодур») — вот мотивы, звучащие в произведениях Бердаха. Он стоял выше идеи «справедливого царя» и ниже понимания идеи революционного преобразования общества, но в одно верил без колебания — в справедливость борьбы народа за свое освобождение.
Широта тематики, совершенство поэтической формы, а главное — острая идейная направленность, народность, правдивость и гуманизм делают творения Бердаха бессмертными. Отеш, сын Алшынбая (1828-1902), оставил небольшое поэтическое наследие, но сила его сатиры, направленной против эксплуататоров, в защиту обиженных и угнетенных («Шерменде», «Похож», «Нуратдин» и др.) ставит его в один ряд с лучшими представителями дореволюционной каракалпакской поэзии. Идейные и художественные традиции своих предшественников — Жиен-жрау, Кунходжи, Ажинияза, Бердаха и других продолжил Омар, сын Сугиримбета (1879-1922). Почти всю жизнь он был наемным работником-издольщиком (кунликши) и испытал на себе все тяготы бесправия и угнетения, что нашло отражение в его творчестве. Так, в стихотворениях «Бекпан», «Есть у них». «Не могу молчать» вскрваются классовые противоречия, а в стихотворении «Покажу вам» («Берермен») звучит призыв отомстить эксплуататорам трудящихся. «Отомщу за тех, кто подвергнут мучениям и издевательствам, за несправедливость, за эксплуатацию бедных, сирот, поиздеваюсь над паразитами, над теми, кто сейчас издевается над ними», — писал поэт. Классовый подход к явлениям общественной жизни, защита интересов угнетенных в творчестве Омара поднялись на ещё более высокую ступень. Своеобразно творчество Сарыбая (19 век) — первого каракалпакского баснописца. Умело используя фольклорные традиции ( сказки, басни, легенды, аллегории и т. д.), поэт образно рисует тяжелую участь бедняков («Диалог поэта и воробья», «Спор с летучей мышью»). Например, в легенде о судьбе летучей мыши (царь Соломон приказал ободрать перья всем птицам, и первой жертвой была летучая мышь) он иносказательно показывает судьбу обездоленного народа, терпящего произвол власть имущих.


Историческая справка

Вся информация взята из: http://kr.uz

 

 
© 2007.Все права защищены. http://www.jaslar.narod.ru
Hosted by uCoz