Молодежный сайт Каракалпакстана
JASLAR.NAROD.RU
Прогноз погоды:
Курс валют:

Курс валют на данный момент

 
Визиты
 
Реклама:

Все о рэпе в Узбекистане 

 

 

 

 

Библиотека > Бердах
Бердах
Творческое наследие Бердаха занимает особое место в духовной жизни каракалпакского народа. В лучших его произведениях звучит мужественный гражданский голос в защиту человеческих прав своего народа, подвергавшегося бесчеловечному угнетению в его «жестокий век», наиболее точно и правдиво выражены думы и чаяния обездоленных людей труда.
Стихи и поэмы Бердаха, переведенные на многие языки братских народов нашей страны, входят в золотой фонд классической поэзии прошлого. Дооктябрьская судьба каракалпакского народа — это многоактная драма со многими трагическими исходами, в которой главный герой, идя своей грозовой дорогой, успел лишиться всего, кроме своего человеческого достоинства, своей черной шапки на голове и песни на устах. А если же попытаться составить карту маршрутов изгнания и скитания каракалпаков, то они черными нитями пробежали бы по берегам многих больших вод: Аму-Дарьи — Днепра — Волги и Урал-реки — Сыр-Дарьи и снова уперлись бы в Аму-Дарью…..
Впрочем, это — дело истории. Это длинная дорога, следовавших чередой лишений и невзгод, жестокой борьбы за существование и самоопределение многострадального, разоренного народа. Об этом в свое время лучше всех сказал сам Бердах:

С тех пор, как зваться стал народом
Каракалпак, он год за годом
По жизни шел нелегким ходом,
А равенства сиянья не было.
Везде осмеянный, гонимый,
Блуждал он, голодом губимый,
Кляня сей мир неумолимый,
Где людям состраданья не было.
Терзаем нищетой и страхом,
Он выжил, не сравнялся с прахом… По глубине своей народности и социальной значимости творчество Бердаха было и есть особое явление в истории каракалпакской литературы. Свою родную поэзию он наполнил новым содержанием, придал ей идейную остроту, вдохнул в нее большую нравственную силу и беспредельную веру в светлое будущее трудового народа. В поэзии Бердаха и сегодня трепетным пульсом бьется народная жизнь прошлого и явственно слышится ее дыханье, от нее по сей день веет холодными ветрами его времени. Да, его породил угнетенный народ, в чьем сердце кипели гнев и возмущение жестокостью судьбы-злодейки, чья горестная чаша терпения переполнилась. Породил его трудовой народ, чтобы он, поэт, был плоть от плоти от него, чтобы он стал его устами и правдивым голосом, выразителем его дум и чаяний, певцом его глубокого горя, точильщиком его меча возмездия, его душой и совестью. И он стал именно таким поэтом, каким его хотел видеть народ. Поэта живо интересовало все, что происходило в общественной жизни его времени: борьба и страсти современников, их быт и нравы. В своих поэмах он воспевал сильных исторических личностей, создавал яркие типические образы людей с разными жизненными интересами. А самое главное, — на все окружающее поэт смотрел глазами угнетенного трудового народа. Будущий поэт родился ( 1827 г .) в ветхой юрте рыбака Каргабая в отдаленном ауле на южном побережье Аральского моря на территории нынешнего Муйнакского района, и его нарекли Бердимуратом. А мать, которая прожила, к сожалению, лишь до тех пор, пока ее малыш достиг десятилетнего возраста, сидя у качалки ребенка и мурлыкая колыбельную, ласково звала его «Бердахом». И с этим именем он вошел в поэзию, с ним же остался и в благодарной памяти родного народа. Вскоре скончался и отец. Оставшись круглым сиротой, подросток пас телят своих аульчан и одновременно учился в аульном мектебе. Затем с помощью двоюродного брата, подметившего необычайный ум и способности подростка, будущий поэт поступил в Каракумское медресе — мусульманское духовное училище. Но Бердаху не удалось окончить его. Молодой поэт, возможно, был выдворен из медресе за вольнодумье и «дурные стихи»
Бердах усиленно занимался самообразованием, углубленно изучая народную поэзию и шедевры классической поэзии Востока, устные и письменные памятники истории своего народа и хорезмских государств.
Наставником Бердаха в поэтическом искусстве являлся Кунходжа, который в свое время прославился как мудрый народный поэт. И другой, старший современник Бердаха, выдающийся поэт-лирик, Ажинияз тоже сыграл немаловажную роль в поэтическом возмужании Бердаха. Молодой поэт, к счастью, прекрасно владел и искусством народного певца — «бахсы», которое во многом помогло Бердаху донести до гущи народа свою правдивую песню, прокормить свою семью: жену и восьмерых детей.
В народе с гордостью звали его «Бердах шаир» или «Бердах бахсы». Он был желанным гостем во всех аулах, часто выступал на больших и малых тоях, свадьбах, на полевом стане жнецов и в лачуге рыбаков, слагая свои правдивые песни. В них звучала то жалоба на судьбу бесправного человека, угнетенного непосильным тяжелым трудом, то голос возмущения и протеста, направленный против поработителей, то призыв мужественного борца — защитника интересов народа и родины. Он в то же время умел и взволновать людей до глубины души, до слез, и одновременно вдохновлять их на борьбу за лучшую долю, за свои человеческие права. А время, в которое жил Бердах, было насыщено ожесточенной борьбой, явилось периодом наибольшего обострения социальных противоречий и подъема национально-освободительных движений народов Приаралья, в частности каракалпаков. Каракалпакия для окружающих ее сил стала как бы «яблоком раздора». Хивинское ханство считало ее «денежным мешком» и постоянно облагало непосильными для трудового народа поборами. Туркменским сердарам она служила богатой трофейной добычей, той средой для легкой наживы, где можно безнаказанно грабить. Царская империя также была заинтересована в ней, так как Каракалпакия была стратегически удобным «бродом для переправы» в глубь Средней Азии. А это раздражало Англию, которая беспрестанно выискивала пути к господству в Средней Азии. И «яблоко раздора» нелегко было отведать без острых конфликтов. Среди социальных проблем, за решение которых горячо ратовал Бердах, особое место занимает защита прав и достоинства женщины. Поэт страстно проповедовал идею равенства, человеческих прав женщин.
Заветной мечтой поэта об объединении разрозненных родов в единое самостоятельное государство была озарена и символическая картина «изобретения арбы» из исторической поэмы «Шежирэ», в создании которой принимают участие все каракалпакские племена.
Но ни одной мечте Бердаха не было суждено сбыться при его жизни. Самым крупным произведением Бердаха была — поэма «Царь-Самодур», обобщающее большой жизненный и поэтический опыт поэта.
Как-то русская администрация приглашает поэта в г. Петро-Александровск. Предполагается, что там кое-кто заинтересовался произведениями прославленного поэта Каракалпакии и задумал написать их из уст самого Бердаха.
Но не суждено было состояться этой встрече. Старость не выдержала далекой трудной дороги, по пути поэт заболел и, вернувшись домой, в этом же году умер. До нас дошло стихотворение другого поэта-классика Утеша, посвященное смерти своего великого друга Бердах. Он с чувством гордости воспевает искреннюю любовь народа к своему поэта, пишет о том, как оплакивали смерть Бердаха представители всех братских народов Хорезмской долины — каракалпаки, узбеки, казахи и туркмены. «Даже русских как-то я видел среди них», — пишет в своем стихотворении «На смерть Бердаха».
Поэзия Бердаха в целом является реальной картиной общественной жизни каракалпакского народа, картиной с социальными пейзажами нищеты и насилия, с яростными столкновениями угнетенных с власть имущими, восстаниями с трагическим финалом, страстной мечтой о свободе и ненавистью к несправедливости, непоколебимой верой в светлое будущее. Так он, поэт-гражданин, певец-мученик, пел подобно бернсовскому дрозду, восславил он свободу во имя счастья угнетенных, бесправных людей подневольного труда. И этим поэт навечно снискал себе высокую любовь народа и грядущих поколений. Ярким подтверждением тому могут быть любовь и уважение братских народов к памяти, поэтическому наследию Бердаха — тех славных, свободных народов, в чьей великой семье живет и счастливый родной народ поэта, на чьих просторах расцветает Каракалпакия — обновленная родина великого Бердаха. Ибрагим Юсупов, Народный поэт Каракалпакстана

НЕ БЫЛО
Царей, что справедливо правят,
С начала мирозданья не было.
С тех пор, как мир поэты славят,
Правдивого писанья не было.

Инаков, знатных беков дети
Владели всем, что есть на свете,
У них, помимо лжи и плети,
Иного дарованья не было.

С тех пор, как зваться стал народом
Каракалпак, он год за годом
По жизни шел нелегким ходом,
А равенства сиянья не было.

Везде осмеянный, гонимый,
Блуждал он, голодом губимый,
Кляня сей мир неумолимый,
Где людям состраданья не было.

Терзаем нищетой и страхом,
Он выжил, не сравнялся с прахом.
Как стал Бердимурат Бердахом?
Грустней именованья не было!


Историческая справка

Вся информация взята из: http://kr.uz

 

 
© 2007.Все права защищены. http://www.jaslar.narod.ru
Hosted by uCoz